Полезные новости
Панель управления
Логин:
Пароль:
Войти

Отучился и за парту

Отучился и за парту

Лет десять назад все было просто и ясно: диплом врач обретет по окончании учебы в институте, а квалификацию повысит впоследствии в немногочисленных, но известных всем институтах усовершенствования.

 За довольно короткий промежуток времени на пути к получению диплома появился полуузаконенный разнобой, на который "МГ" постоянно обращает внимание медиков. Да и последипломное образование вышло за стены прежних институтов усовершенствования. Все те же новые веяния, преобразования или требование времени? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе с профессором Алексеем БОЛЬШАКОВЫМ - деканом медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. - Возник этот факультет совсем недавно, а необходимость его создания выявилась уже при подготовке концепции непрерывного медицинского образования, - начал мой собеседник.

Если учесть, что каждый выпускник всегда тяготеет к своей alma mater, то с его учреждением были попросту созданы все необходимые условия для обеспечения углубленной профессиональной подготовки начиная с интернатуры тех специалистов, которые окончили или оканчивают додипломное обучение в Московской медицинской академии. А ведь теперь без прохождения обязательной интернатуры врачу не состояться, студентов же в стране столько, что не справиться с таким объемом работы существующим пяти институтам повышения квалификации врачей, пусть даже поменявшим названия на академии и университеты. Да и ориентированы они были все-таки на целевые краткосрочные образовательные курсы.

Поскольку же первичная интернатура стала делом узаконенным, каким-то образом нужно было решать возникшую задачу. И выход нашли. Хотя все начиналось практически с нуля, довольно быстро провели подготовку преподавательских кадров и создали необходимую методическую базу. Следует все-таки заметить, что студент в ММА получает солидные теоретические знания, а для практики-то всегда нужен готовый к действию профессионал, каким он и становится по завершении интернатуры. И кстати, нынешний уровень подготовки специалистов, спектр и объем получаемых знаний совсем несопоставимы с теми, что получали когда-то по старинке на кафедрах, больше занятых студенческими делами, и это само по себе уже свидетельствует в пользу создания такого факультета. Дело ведь не только в том, что проходящий интернатуру по вопросам профилактической медицины специализируется в какой-то одной ее области или овладевает навыками работы с современными приборами и оборудованием. В перечень получаемых знаний включаются общие вопросы оценки риска и управления здоровьем населения при воздействии факторов окружающей среды, неинфекционной эпидемиологии, экономики, маркетинга, да всего и не перечислишь. Получилось, судя по многочисленным откликам, совсем неплохо. Но тут поневоле задумываешься. Окончившие в 1960 г. 1-й МОЛГМИ, бывшие студенты нередко с первых дней работы становились руководителями отделов, отделений, главными врачами районных и городских санэпидстанций. И ничего, с работой справлялись, все дальше продвигаясь по служебной лестнице. А теперь вот без интернатуры никуда. Студент ли изменился, интересуюсь у Большакова, который и сам когда-то начинал практическую деятельность в должности главного государственного санитарного врача города Ржева, учеба ли усложнилась или стали делать так, чтобы было "все как у всех"? (Ю. К.) - Приходится признать, - сказал профессор, - что прежняя профессиональная подготовка студентов более высокого уровня. Но уже в 70-е годы в вузах был существенно усилен аспект преподавания общеобразовательных дисциплин, и такое нововведение не замедлило сказаться на уровне профессиональной подготовки. Если хотели тем самым получить интеллигентных врачей, которых "подрастеряли" в годы социализма, то потуги оказались бесполезными, - интеллигента не "выращивают" в вузе, для этого необходима семейная смена медицинских поколений. Кстати, те корифеи, которые когда-то учили нас, не только передавали нам собственный опыт, но и умели тонко и незаметно воздействовать на расширение общего кругозора будущего специалиста. И вспомнилось вдруг, как на экзаменах по судебной медицине преподаватель попросил меня перечислить памятники врачам, установленные в Москве, а результат ответа на вопрос, не входящий в экзаменационный билет, и сказался на общей оценке. Да мало ли таких примеров было у нас... (Ю. К.) Уже поэтому профессиональная подготовка на додипломном уровне весьма и ослабла. А тут еще исчезла и фельдшерская практика на младших курсах, сократилась врачебная практика, а на 6-м курсе исчезла напрочь и субординатура. И как выглядел тот выпускник в начале своей работы? А в те годы, видимо, и увлеченность наших педагогов своим делом была несколько иной, если удавалось им так завораживать студентов будущей профессией. Вот теперь нужный профессионализм начинающего врача и обеспечивается на факультете последипломного образования. Ежегодно тут повышает квалификацию множество специалистов, а в последние годы довольно часто сюда поступают врачи, желающие поменять специальность, в основном касается это выпускников медико-профилактического факультета, которых больше привлекает работа лечащего врача. А может не тот "завораживающий" преподаватель пошел? В общем, и учащихся предостаточно, и работы хватает... Если при организации факультета приходилось руководствоваться в учебном процессе собственными программами и методическими разработками, то теперь все ведется по единому образовательному стандарту, который стал обязательным для всех российских высших учебных заведений подобного профиля. Да и весь процесс обучения с недавних пор подразделился на три уровня: базовый (вузовская подготовка студентов), послевузовский (интернатура) и дополнительный, обеспечивающий углубленную подготовку врача по специальности. Конечно, и преподаватели проходят сертификацию на образовательную деятельность, вести учебный процесс могут по каждому уровню, но руководствуются при этом совершенно разными методологическими установками - требования ведь разные по каждому уровню образования. Ну и преподаватель, который может охватить весь учебный процесс в его непрерывном развитии, тоже является своего рода специалистом высокого класса. К сожалению, такими сразу не становятся - требуется время и многое другое. И что греха таить, все наши вузовские преподаватели, даже самые талантливые, просто-напросто педагоги-самоучки. И уж если не дал Бог способностей к педагогической работе, то их не обрести и длительной практикой, потому-то у одного лектора аудитории полны, а у другого, даже облеченного академическими званиями, были и остаются полупустыми. Может, их все-таки тоже как-то готовить следовало бы? Возможно, хотя лучше было бы для начала обеспечить вузовскому преподавателю достойное существование, чтобы получил он реальные возможности и для собственного совершенствования, и для поиска путей развития образовательного процесса. Что же касается факультета, то он оказался и жизнеспособным, и востребованным практикой здравоохранения. А проблем всегда хватает, без них жизнь в России просто немыслима.





Важность образования во всех сферах деятельности

Перспективы нашей высшей школы сегодня довольно мрачные. Многолетнее функционирование вузов в рамках жестких правил, административного нажима и ...
Оплатите долги ущербной природе

Острота экологических проблем постепенно теряет свою актуальность. Но, к сожалению, совсем не потому, что окружающий нас мир вышел на прямой путь ...
Три копейки на человека

Столько ежегодно выделялось средств на предупреждение заболеваний в Самаре 10 лет назад. А как дела сегодня? Отрадно отметить, что новый век и новое ...
Семейные врачи оказались нужнее в селе

На состоявшемся недавно совещании руководителей амбулаторнополиклинического звена омского здравоохранения среди основных направлений развития службы ...
Существуют ли у нас современные принципы управления здравоохранением

Летом прошлого года мне посчастливилось быть участником российско-шведско-финского семинара "Современные принципы управления ...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Copyright © Med-clinika.ru 2013-2016. Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции!