Полезные новости
Панель управления
Логин:
Пароль:
Войти

Существуют ли у нас современные принципы управления здравоохранением

Существуют ли у нас современные принципы управления здравоохранением

Летом прошлого года мне посчастливилось быть участником российско-шведско-финского семинара "Современные принципы управления здравоохранением", проходившего в С.-Петербурге. Там же удалось принять участие в дискуссии по этому весьма щекотливому вопросу. Западные специалисты - а это в основном крупные организаторы здравоохранения и менеджеры больниц стран Западной Европы - пытались убедить нас, российских организаторов здравоохранения, в ценности их систем управления здоровьем, основу которых составляет страховая медицина. Они считают (и не без основания), что уровень здоровья в их странах один из самых высоких в мире. А значит вы, россияне, делайте, как мы, и учитесь у нас. Ситуация непростая.

ВСЕ ЛИ ПЛОХО В НАШЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ?

Действительно, существуют ли сегодня в российском здравоохранении приоритетные направления деятельности и концепция развития? Стоит ли нам, российским организаторам здравоохранения, напрочь отказаться от, казалось бы, незыблемых, но советских, а значит, "совковых" принципов управления здоровьем в современной России?

Какие же главные пути выхода российского здравоохранения из того кризисного положения, в котором оно оказалось?

По этим проблемам идут постоянные споры, эти темы широко обсуждаются. Предлагаются разные точки зрения. От программно-целевого планирования на всех уровнях - от федерального до районного - и до таких экзотических для российских медиков, как общественное здравоохранение, основанное не только на общественном контроле за состоянием здоровья нации, но и на активном вмешательстве общественных институтов, отдельных граждан в сам процесс охраны здоровья.

Но так ли все плохо в российском здравоохранении? И какова же концепция развития здравоохранения России на ближайшие годы?

Профессор Свенсон (Великобритания) не зря начал свое выступление с цитаты Картезиуса: "Сомнение есть начало мудрости".

Запад очень долго сомневался в ценностях советской системы здравоохранения. Напомню их: профилактическое начало, государственный контроль, бесплатность, общедоступность и высококвалифицированная медицинская помощь на всех этапах. Поэтому "за бугром" долго не признавали эти принципы, предлагая свои, основанные на правах пациента выбирать себе медицинскую помощь: имеется в виду платную или бесплатную, в рамках страховой медицины. На втором месте стояли высокие технологии в диагностике и лечении, их внедрение и постоянное развитие материально-технической базы лечебных учреждений. Сейчас фактически любая клиника на Западе имеет стандартный набор современного оборудования и оснащения.

И лишь затем была забота о социальной справедливости и общедоступности медицинской помощи. А профилактика и государственный контроль или же вмешательство государства в дела здравоохранения отходили на последний план.

Но, как показало время, значительные успехи советского здравоохранения, особенно в 70-е годы, заставили западных партнеров обратить внимание на другую, практически противоположную или альтернативную систему организации медицинской помощи населению, которая существовала в СССР.

Государственный подход к управлению здоровьем всегда был прерогативой отечественной медицины. Сейчас от этого отошли настолько, что даже приказы Минздрава на местах перестали исполняться. И вот парадокс. В США, где демократия очень щекотливо относится к правам пациента, стали активно внедряться государственные рычаги в управлении здравоохранением. В качестве примера можно привести национальную программу борьбы с туберкулезом, полностью финансируемую и контролируемую государством. Это случилось, когда американское общество столкнулось с резким ростом заболеваемости инфекцией в начале 90-х годов. Причем контроль за ее исполнением взял на себя президент страны Билл Клинтон.

Кто из известных российских политиков принял на себя хоть какую-нибудь ответственность за состояние здоровья нации или за реализацию конкретной программы? Мне лично такие факты неизвестны. Да, существуют общефедеральные программы, которые носят титул президентских, правительственных, губернаторских и т. п. Взять хотя бы общефедеральную программу "Мать и дитя". Но что-то незаметно, чтобы серьезно сократилась детская смертность и возросла рождаемость, уменьшилась заболеваемость детей и матерей. Или другая важная социальная программа - "О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации". Ее реализация идет очень трудно: в 1998 г. она была профинансирована на 12 проц., в 1999 г. чуть лучше. Почему так? Отвечают, что нет денег. Но это далеко от истины. Деньги на здоровье найти всегда можно. Да они, по сути дела, имеются. Иначе чем объяснить, что миллиарды рублей впустую тратятся на поддержание так называемого курса рубля, каких-то мифических агропромышленных комплексов, "малого" и "большого" бизнеса и т. д. и т. п. Вложите эти деньги в охрану здоровья, и государство начнет богатеть. Давно подсчитано, что каждый вложенный в здравоохранение рубль окупается в десятки раз через несколько лет. Вот почему на Западе серьезно взялись за главный принцип когда-то советского здравоохранения государственный контроль за вложением. И каждый год процент отчислений от ВНП в охрану здоровья там растет, а в России уменьшается. А считать деньги на Западе умеют.

НЕ ИЩИТЕ ВИНОВАТЫХ

Но главное достижение в здравоохранении Запада - страховая медицина, которая динамично развивается. Каков же опыт российских медиков в этом деле? Как ни печально признать, но страховая медицина в России фактически потерпела фиаско. Этого следовало ожидать. Невозможно человеку, живущему в одной социальной системе, к примеру при социализме, проснувшись однажды утром оказаться в другой - капитализме, без серьезной психологической подготовки. Нечто подобное случилось и со страховой медициной у нас в стране.

Мы оказались не готовы полностью и все сразу перейти на эту прогрессивную форму управления здравоохранением. На Западе внедрение принципов страховой медицины растянулись на сотни лет. В частности, в Германии со времен Бисмарка и до сегодняшнего дня идет совершенствование и шлифовка этой системы. А у нас в России, как всегда, решили осуществить реформу одним махом. Правительство издало Закон о переходе на страховую медицину и все посчитали, что остальное само по себе образуется. Не образовалось. Губернии и республики в составе России пошли писать кому что вздумается: свои тарифы, свои критерии качества, свои страховые компании. Конкурентов побоку... К чему это все привело, известно. Теперь ищут виноватых. А ведь еще раньше многие главные врачи, и в том числе я, говорили и писали, что без переходного периода, без взаимной готовности и страхователей, и страховщиков внедрение повсеместно обязательного медицинского страхования чревато печальными последствиями. Но как всегда, к мнению практических врачей не прислушались. В итоге оказалась довольна лишь одна сторона: крупные страховщики, приобретшие огромные деньги из госбюджета на развитие своих компаний.

Как тогда, так и сейчас я уверен, что страховая медицина в России нужна. Но ее надо осуществлять через страховые кассы предприятий, учреждений, как было у нас когда-то. Возможен вариант обязательного страхования неработающих граждан через государственного страховщика, которым может выступать фонд обязательного медицинского страхования или комитеты здравоохранения на местах. Варианты есть. Важно одно, чтобы все стороны этого процесса, и прежде всего руководители больниц и других лечебных учреждений, были в одинаковых условиях. Именно они и пациенты должны определять политику медицинского страхования, а не чиновники, далекие от сущности медицинских проблем.

Однако положительные моменты от страхования нам все-таки перепали. Прежде всего это так называемые аккредитация и лицензирование лечебных учреждений. В бывшем СССР без жесткого соблюдения основных технико-санитарных норм сдавались в эксплуатацию многочисленные объекты здравоохранения. К чему это привело, сейчас понятно всем: по числу коек наша страна занимает первое место в мире, а по качеству и техническому оснащению - одно из последних. Хотя формально эта работа строго контролировалась.

Постоянные комиссии санэпиднадзора, технические инспекции профсоюзных и других общественных организаций были головной болью для любого главного врача 70 80-х годов. Большую часть своего времени руководители теряли на работу со всевозможными комиссиями. Поэтому систему, в которой мы тогда работали, можно условно назвать аккредитацией. Плюсом было то, что все комиссии, которые тогда давали оценку лечебно-диагностической и материально-технической базе ЛПУ, были абсолютно бесплатными. Поэтому, когда сейчас в США за аккредитацию средней мощности больницы на 300 коек требуется 25 тыс. $ ежегодно, конечно же, нам, россиянам, это не по карману.

Когда интересы государства и медицины совпадают.

Профилактика была, есть и должна оставаться краеугольным камнем российского здравоохранения. Мнение, что она как основной принцип отечественного здравоохранения возникла в годы советской власти, не совсем правильное, так как в разработке этой концепции принимали участие видные российские врачи-организаторы Н. Пирогов, С. Боткин, Ф. Эрисман и многие другие. Именно они впервые в мире доказали необходимость профилактической медицины. Однако удалось это осуществить на практике действительно в годы советской власти. Именно тогда была разработана четкая система профилактики: первичной - той, которая связана исключительно с уровнем развития экономики, и вторичной, которая зависела от эффективности работы органов здравоохранения в стране. Поэтому эффективность профилактики в бывшем СССР была чрезвычайно высока, потому что интересы государства и медицины совпадали.

Борьбе с инфекциями был придан государственный статус, и эти заболевания в советский период свели до минимума. Даже грозный туберкулез отступил на задний план. Хотя социально-экономические условия в нашей стране были значительно хуже, чем в странах Западной Европы, и качество жизни в СССР - в несколько раз ниже. Тем не менее заболеваемость туберкулезом, если вести ее по международному стандарту, то есть по бациллярным формам, была чуть выше 20 случаев на 100 тыс. населения, а в Новгородской области она едва достигала 12, то есть практически была такой же, как в развитых странах Европы. Но ради этого государство через органы здравоохранения более 80 проц. населения страны обеспечивало ежегодными обязательными профилактическими осмотрами на туберкулез, в том числе и методом флюорографии.

Сейчас западные эксперты заговорили о профилактике туберкулеза с помощью пассивного выявления бациллярных форм методом микроскопии мазка мокроты и пролечиванием выявленных больных четырьмя спецпрепаратами с эффективностью до 85 проц. Да, это можно назвать профилактикой туберкулеза, но только частично. Главное все же, чтобы были ликвидированы социальные причины, предрасполагающие к заболеваниям.

В плане важности профилактики Запад быстро перестроился. Уже в конце 80-х и начале 90-х годов в их деятельности появилась до боли знакомая нам профилактическая направленность. Примеров тут не счесть: во Франции, Великобритании, США родились поликлиники, медсанчасти и даже пресловутая диспансеризация населения.

В результате стали развиваться те тенденции, которые сегодня преподносятся нам как "открытие" Запада в области организации здравоохранения. И не мы, а теперь нас учат, как надо заниматься профилактикой туберкулеза, сахарного диабета, наркомании и т. д. Говоря о развитии первичного звена здравоохранения, которое в 80-е годы достигло в нашей стране апогея, надо не забывать, что нигде в мире не было медсанчастей и здравпунктов на предприятиях и фермах, как у нас.

Зато сейчас в России к профилактике стали относиться плохо и, как результат, возник рост не только социально значимых болезней, но и таких, которые связаны с профессией. При резком свертывании производства в Российской Федерации идет значительный рост профессиональных заболеваний и травматизма. Поданным, опубликованным Минздравом РФ, в России за предыдущий год число профессиональных заболеваний и производственного травматизма стало больше, чем было во всем СССР, - более 600 тыс. случаев. Невероятно, но факт. Но ведь эти люди стали инвалидами и "нахлебниками" государства не по собственной вине.

Этими вопросами нужно серьезно и профессионально заниматься на государственном уровне: восстановить, а в ряде случаев обновить и, если нужно, разработать и внедрить новые технологии в организацию профилактической работы учреждений здравоохранения. Но самое главное, необходимо профинансировать эти мероприятия.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Это - профилактика, государственный и общественный контроль за здравоохранением, общедоступность и высокая эффективность работы медицинских учреждений. Как видите, здесь отсутствуют понятия бесплатности и высококвалифицированной медицинской помощи. Думаю, что принцип бесплатности давно себя изжил. Никогда охрана здоровья не была бесплатной. Это сознательное и популистское толкование статьи Конституции в бывшем СССР, а теперь Российской Федерации.

За все нужно платить государству или самому пациенту. Хотя бы для того, чтобы труд врачей или медперсонала не был доведен до того уровня, как сейчас, когда зарплата медиков занимает одно из последних мест в рейтинге размера средней заработной платы по стране. Ведь никому не приходит в голову не заплатить таксисту за использование такси, если оно даже не частное, а государственное.

Что касается другого, широко рекламируемого в недавнем прошлом принципа - высококвалифицированной медицинской помощи на всех уровнях, то тут нужно признать: на всех этапах его осуществить пока невозможно. А может, и не нужно. Потому что мы сейчас сталкиваемся с таким парадоксом, когда по техническому оснащению многие центральные районные больницы превзошли областные учреждения. Поэтому койко-день в них стоит в несколько раз больше, чем в областных. Например, в Хвойнинской ЦРБ средняя стоимость койко-дня составляет 112 руб., а в областном противотуберкулезном диспансере - 60 руб.

Всем понятно, и даже районным организаторам здравоохранения, что тяжелые больные, пациенты с неясным диагнозом все равно направляются в областные учреждения. Потому что на районном уровне обеспечить высококвалифицированную помощь просто невозможно, хотя бы в силу немногочисленного контингента таких больных, а значит, и неизбежна потеря квалификации медперсонала и врачей, Поэтому в Финляндии, например, на 100 тыс. населения имеются специализированные лечебно-диагностические центры, которые фактически являются головными в оказании медицинской помощи проживающему населению в округе. У нас в стране такая практика тоже имеется. Уже сейчас в той же новгородской глубинке отлично действуют межрайонные лечебно-диагностические отделения в составе Боровичского и Старорусского РТМО. В том числе хорошо зарекомендовали себя межрайонные противотуберкулезные диспансеры, обслуживающие население 8-10 близлежащих районов.

Главное, что их нужно оснастить современной техникой и именно на них сделать ставку в перспективе развития квалифицированной медицинской помощи населению. Это поможет сберечь ресурсы, привлечь высококвалифицированные кадры и позволит более четко контролировать качество работы.

Новый для российских граждан и медицинских работников термин "общественное здравоохранение" - это достижение западной демократии, его стоит взять на вооружение и нам. Должны не только создаваться институты общественного контроля за здравоохранением, но и организовываться общественные институты по тем проблемам, которые наиболее значимы и трудно выполнимы. Такой опыт работы имеется в Скандинавских странах, и нам следует перенять его в ближайшие годы. Дальнейшее развитие отечественной медицины невозможно без соответствующих финансовых подходов и четкой перспективы.





Три копейки на человека

Столько ежегодно выделялось средств на предупреждение заболеваний в Самаре 10 лет назад. А как дела сегодня? Отрадно отметить, что новый век и новое ...
Хлеб или таблетка?

Вопрос, удастся ли отрегулировать порядок льготного лекарственного обеспечения, был вынесен на обсуждение "часа правительства", который ...
Обеспечение лекарствами - рязанская система омс

Даже противники обязательного медицинского страхования вынуждены признать, что ОМС в последние годы - реальное, а не на бумаге, финансирование ...
Кольский север противостоит спиду

Число поставленных на учет в Мурманском областном центре профилактики и борьбы со СПИДом достигло 105 человек, причем 39 из них зарегистрированы в ...
Современные подходы к лечению ожирения

Среди участников выставочной экспозиции, развернутой в рамках конгресса "Человек и лекарство", одним из наиболее посещаемых был стенд ...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Copyright © Med-clinika.ru 2013-2016. Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции!