Полезные новости
Панель управления
Логин:
Пароль:
Войти

Три копейки на человека

Три копейки на человека

Столько ежегодно выделялось средств на предупреждение заболеваний в Самаре 10 лет назад. А как дела сегодня? Отрадно отметить, что новый век и новое тысячелетие наше общество начинает с трезвой оценки своего здоровья.

Конкретно - физического состояния человека. На правительственный уровень вынесены научные основы государственной политики сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации. Сегодня состояние здоровья нации - один из основных критериев национальной безопасности страны. В рассматриваемом в правительстве документе основной упор делается на развитие медикопрофилактической работы с населением, ответственность граждан за сохранение своего здоровья, межведомственную работу по его укреплению, формирование и ориентацию общественного сознания на рачительное отношение к своему здоровью, здоровый образ жизни как норму поведения. О состоянии и перспективах медико-профилактической работы в стране, а также о деятельности, проводимой в этом направлении в Самарской области, интервью с главным врачом областного Центра медицинской профилактики, заместителем начальника Главного управления здравоохранения администрации Самарской области по профилактической работе, членом Совета по профилактике Министерства здравоохранения РФ, доцентом, кандидатом медицинских наук Валентином МАЛЬЦЕВЫМ.

- Недавно в Правительстве РФ обсуждалась Концепция охраны здоровья населения России до 2005 года. В ней особо выделена медико-профилактическая работа с населением. Как вы считаете, Валентин Николаевич, насколько сформировавшаяся система здравоохранения страны готова к этой работе? Не многое ли в этом направлении упущено?

- Вы правы, многое, что было наработано, сегодня утеряно. Проблемы в службе медицинской профилактики начались где-то в конце 80-х годов. В свое время серьезно относились к всеобщей диспансеризации. Сделано много научных разработок. Мне помнится, например, приказ Минздрава о проведении эксперимента по профилактике артериальной гипертонии. Такие моменты памятны, потому что в дальнейшем подобных особо заметных мероприятий в стране не проводилось. Затем изменилась экономическая ситуация. Денег на здравоохранение стало выделяться все меньше, и по традиции преимущественно они шли на развитие госпитальной базы.

Правда, 1988 году был еще приказ N 770 в "Об улучшении гигиенического обучения и воспитания населения", который стал своеобразным поворотным моментом в возобновлении профилактической работы в стране. Однако и этот документ "лег" на не совсем благоприятную "почву". С введением хозрасчета на ту же схему хотели перевести и профилактическую работу, что, как показывает и наш, и зарубежный опыт в принципе недопустимо.

Период с 1991 по 1994 год был безвременьем в профилактике: закрыт Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения в Москве, резко снижена роль первичной профилактики. Лишь с 1994 году Минздрав России значительно активизировал свою политику в этом направлении. Были созданы Управление профилактической медицины, совет главных врачей по профилактике. За эти годы вышло несколько хороших приказов, нормативных и научных документов, поступательно развивающих медицинскую профилактику, регулярно стали проводиться конференции и семинары.

Буквально в последние два-три года принята подготовленная федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья и ГНИЦ профилактический медицины Концепция гигиенического обучения и воспитания населения, вышла предложенная Минздравом и утвержденная правительством Концепция рационального питания. Минздрав России последовательно развивает позиции в вопросах профилактики. Это закономерный итог того, что профилактика обрела статус особого раздела в предлагаемых Основах государственной политики сохранения и укрепления здоровья населения России.

- Получается, что несколько лет население страны практически не было охвачено серьезной медико-профилактической заботой. Что в результате было утеряно за это время?

- Начнем с того, что потеряла наша отрасль. Когда был отменен прежний норматив 4-часовой медико-профилактической работы, врачи первичного звена отказались ею заниматься, сославшись на то, что она не оплачивается. В результате увеличилась заболеваемость населения, возросли хронические неинфекционные заболевания. С 1991 по 1996 год общество начало бить тревогу по поводу сверхсмертности. По данным ГНИЦ профилактической медицины, она достигла 3,5 млн человек. Произошло это во многом из-за хронических неинфекционных заболеваний, явилось следствием ослабления профилактики, диспансеризации, профосмотров населения.

Что, на мой взгляд, потеряли другие отрасли? В прежние годы была такая хорошая практика межведомственные комиссии, в состав которых входили представители здравоохранения, образования, культуры. Угасание межведомственной работы и отсутствие заинтересованности к профилактике привели к определенному медико-демографическому поражению общества. - Валентин Николаевич, вы представляете крупный регион страны. Какова ситуация в Самаре? Что делается сегодня?

- Когда в свое время в масштабах страны шли разговоры о переводе медико-профилактической работы на хозрасчет, мы в Самаре на это не пошли. И в Управлении здравоохранения администрации области, и в других инстанциях нашему центру удалось доказать, что профилактика - забота государства, а следовательно, и бюджета. Рекомендованное тогда на министерском уровне ассигнование на профилактику составляло 1 проц. от бюджета здравоохранения. Еще в 1990 году я подсчитал, что на профилактику выделялось примерно три копейки на человека в год.

С тех пор финансирование особо не улучшилось, оно крайне мало. Хотя есть и положительные моменты. Еще во времена внедрения нового хозяйственного механизма в здравоохранении мы сделали особый упор на приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи, которая неотделима от профилактической работы. Большая профилактическая работа ведется и среди сельского населения области. Вся лечебная сеть на селе - от ФАПов до ЦРБ - участвует в этой работе.

- В чем же преимущество такого решения? - Одним из основных наших преимуществ стало то, что" мы развиваем семейную медицину. Возникла такая фигура, как врач общей практики, который в первую очередь заинтересован в том, чтобы пациенты его участка не болели. Мы считаем, что ему необходим механизм, который позволял бы реально контролировать состояние здоровья, уровень заболеваемости населения на его участке. Эту систему мы начали внедрять два года назад. ГНИЦ профилактической медицины предложил программу "ЭСКИЗ" (экспертная система коррекции индивидуального здоровья). С помощью простейших тестов и социологических анкет можно определить уровень здоровья, функциональное состояние организма, дать прогноз жизни примерно на 10 лет вперед, то есть определить, насколько та или иная группа населения поражена болезнями, подвержена факторам риска, и применить меры первичной и вторичной профилактики уже не ко всем, а выборочно.

Конечно, надо работать и с детским населением. Особенно теперь, когда наркомания, алкоголизм и табакокурение просто захлестнули страну. НПО "Медсоцэкономинформ" предложило систему мониторинга вредных привычек среди детей и подростков. Мы тоже включились в эту программу, создали региональный кабинет мониторинга и провели среди старшеклассников в Самаре, Тольятти и других городах области мониторинг, определили уровень пораженности детей этими пороками. Параллельно решаем еще одну задачу - подключение других ведомств к этой работе.

В связи с этим, конечно, необходимо повысить методическую роль нашего центра и дать врачу первичного звена реальные инструменты медико-профилактической работы. Мне думается, при губернаторе должен работать межведомственный совет, координирующий работу по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни населения. Он должен реально объединять усилия ведомств по профилактической работе с подключением к ней всех заинтересованных ведомств. И еще, я надеюсь, во всех целевых программах, которые утверждаются губернатором, будет профилактический раздел.

Нам хорошо известно, что табакокурение является ведущим фактором, снижающим уровень популяционного здоровья. Поэтому еще три года назад мы выступили с инициативой о принятии закона "О мерах по снижению вредного воздействия курения на население Самарской области". Надеюсь, что наша Дума примет его раньше аналогичного Федерального закона.

В области за последнее десятилетие успешно внедрено немало программ по различным международным медицинским проектам. В рамках проекта программы "ТАСИС-Бистро" планируем провести семинар для наших коллег - членов межрегиональной Ассоциации "Здравоохранение Поволжья" по вопросам медицинской профилактики. Наше участие в этом проекте, несомненно, говорит об авторитете и известности самарского здравоохранения на международной арене, о постоянной профилактической работе медиков в сложившихся непростых экономических и социальных условиях.

Большое внимание мы уделяем участию общественных организаций в профилактической работе. Много и плодотворно работаем с областным общественным оздоровительным фондом "Здоровый образ жизни". К этой работе подключились и основные религиозные конфессии, ведь физическое здоровье неотделимо от нравственного, духовного.

Понимая всю важность этой работы и приведения ее в единую и стройную систему, Главное управление здравоохранения при администрации Самарской области подготовило приказ "О мерах по сохранению и укреплению здоровья населения Самарской области методами профилактической медицины", направленный прежде всего на возобновление межведомственной работы и ориентацию медицинских работников на профилактику.

- Значит, теперь вся работа будет вестись, что называется, в приказном порядке?

- Нельзя говорить так однозначно. Ведь многое из того, о чем я здесь говорил, мы осуществляли и до этого приказа, руководствуясь совместными планами и договорными отношениями как с лечебно-профилактическими учреждениями, так и с ведомствами. Все дело в том, что данный приказ действительно приведет все медико-профилактические мероприятия в области в единую, упорядоченную систему. Только тесно взаимодействуя с органами исполнительной и законодательной власти, образования, культуры, науки, мы сможем достичь желаемого результата - сохранения, а в будущем и укрепления общественного здоровья.





Существуют ли у нас современные принципы управления здравоохранением

Летом прошлого года мне посчастливилось быть участником российско-шведско-финского семинара "Современные принципы управления ...
Кольский север противостоит спиду

Число поставленных на учет в Мурманском областном центре профилактики и борьбы со СПИДом достигло 105 человек, причем 39 из них зарегистрированы в ...
Современные подходы к лечению ожирения

Среди участников выставочной экспозиции, развернутой в рамках конгресса "Человек и лекарство", одним из наиболее посещаемых был стенд ...
Оплатите долги ущербной природе

Острота экологических проблем постепенно теряет свою актуальность. Но, к сожалению, совсем не потому, что окружающий нас мир вышел на прямой путь ...
Хлеб или таблетка?

Вопрос, удастся ли отрегулировать порядок льготного лекарственного обеспечения, был вынесен на обсуждение "часа правительства", который ...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Copyright © Med-clinika.ru 2013-2016. Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции!